Прекращение существования СССР, стало причиной административных преобразований, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления и формирование новой структуры органов государственной и местной власти в Российской Федерации. Административная реформа в РФ началась с момента создания нового государства и продолжается по настоящее время. Необходимость постоянного изменения системы управления, обусловлена стремительностью перемен, которые происходят внутри России и в мире.
Местное самоуправление в современной России, также является объектом постоянного совершенствования, так до 2025 года установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ. Не вызывает сомнений, что руководство РФ совместно с органами государственной власти и представителями местного самоуправления, находятся в постоянном движении к наилучшему варианту организации и эффективности органов местного самоуправления. На настоящем ресурсе, в разделе ОПРЕДЕЛЕНИЯ, присутствует материал об истории местного самоуправления в России.
Закон обязывает орган местного самоуправления владеть доменным именем официального сайта органа (органов) местного самоуправления (ОСОМС) и как следствие контролировать существование официального сайта и нести ответственность за его содержание. Отсюда, официальный сайт должен быть освобожден от безалаберности, безответственности, необязательности, безграмотности, бескультурия, а иногда от откровенной глупости тех, от кого зависит существование официального сайта местного самоуправления. Эта забота не только ОМС, но и самих жителей, которые могут и должны направлять предложения и рекомендации местной власти по содержанию ОСОМС.
Как было сказано в начале данной статьи, персоналу ресурса ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ ГОРОДОВ РФ в силу необходимости пришлось просмотреть большое количество официальным сайтов органов местного самоуправления, ниже даются предложения, замечания, мнения, рекомендации и просьбы по этому случаю.
1. Следует дальновидно подходить к выбору доменного имени ОСОМС (адресу в сети Интернет), избегать непонятных, неоднозначных, сложных имен. Разумно регистрировать доменное имя в кирилице и не привязывать его к названию муниципального образования, которое может измениться. Местное самоуправление будет всегда, а его наименование может быть различным (см. статью об истории местного самоуправления).
2. Следует присваивать названия муниципальным образованиям принимая во внимания существующие наименования населенных пунктов и районов (территорий) на которые распространяется местное самоуправление, чтобы избежать путаницу и непонимания у населения. Также необходимо выполнять требования Статьи 9.1 Федерального закона N 131-ФЗ. Текст Закона доступен на настоящем сайте в разделе "Определения".
3. Скоротечное реформирование системы местного самоуправления в новой России, стало причиной появления новой "непростой" терминологии, некоторая часть которой вызывает неоднозначное восприятие. Термины "Муниципальное образование", "Городское поселение" и "Сельское поселение", с существованием которых как-то можно мириться, становятся в сочетании с названиями муниципальных образований, недоумениями русского языка. На официальных сайтах органов местного самоуправления возникают: "Верхнесельское сельское поселение", "Городское поселение город Старгород", "Сельское поселение село Выселки". Руководителям ОМС и лицам ответственным за создание и сопровождение ОСОМС следует нивелировать применение действующей терминологии, чтобы устранить разрушение русского языка, который и так страдает от современности ... бесприцендентно.
Также следует устранять (нивелировать) несоответствия наименований административно-территориальных единиц и муниципальных образований, которое вводит в заблуждение посетителей официального сайта и не только. Так на одном из официальных сайтов встречаем "Приветствуем вас на сайте муниципального образования Такого-то", где название МО никак не связано с названиями селения (селений) и территорий, на которых действуют ОМС и часто, определить это из содержания официального сайта, нет возможности, зачем так придумано ... непонятно.
Принимая во внимание упомянутое выше, также следует избегать обращение к посетителям ОСОМС, как к жителям муниципального образования, так как:
- это не является верным, в связи с тем, что в России существует административно-территориальное делении страны, которое не отменяется существованием "сетки" муниципальных образований,
- люди понимают что они живут в селе, деревне, городе, районе, области, а не в "муниципальном образовании",
- территория на которой действует местная власть муниципального образования, не всегда совпадает с территорией административно-территориальной единицы,
- перманентная муниципальная реформа подразумевает изменения, которые могут коснуться названий МО, их территорий, используемой терминологии и всего, что не будет удовлетворять будущей современности
И конечно следует всегда следовать здравому разуму и помнить, что есть названия общеупотребляемые, исторические и есть "политические". Так, воспринимается большим недоразумением, когда видишь на официальном сайте:
"Нашему муниципальному району – 80 лет".
Данный "транспорант" отражает глубинную дезориентацию людей, которые не понимают как "теперь" устроена их жизнь. Термин "Муниципальный район" появился в октябре 2003 года, "Муниципальный район" - это муниципальное образование, которое представляет собой часть созданной системы управления территорией Российской Федерации, к тому же, день создания Муниципального образования никак не может быть праздником, а "80 лет нашему муниципальному району" - это абсурд какой-то, самой Российской Федерации, нет и половины этого возраста.
Одновременное существование и "употребление" административного и муниципального деления в Российской Федерации, непростая для жизни населения России данность. В субъектах РФ административные районы и муниципальные районы могут не совпадают по количеству, по названиям и по территориям соответственно. Так на территории одного региона на начало 2020 года количество муниципальных районов на 1 меньше, а в составе административных районов имеются три районы, названий которых в списке муниципальных районов нет, но в нем присутствуют районы с другими названиями, зачем так придумано и как разумному человеку понять такую систему управления его жизнью, не разъясняется. Еще одна несуразица, когда населенный пункт, с точки зрения административного деления представляет собой поселок, а с точки зрения муниципального деления - городской округ. Или когда существует административный район, на территории которого имеются самостоятельные муниципальные образования, но централизованной районной власти нет. Или когда муниципальное образование городской округ имеет своим названием "Такой-то район". Ниже дается пример разъяснения, которое должно давать "понимание" посетителями официального ресурса местного самоуправления, как все устроено на его Родине (цитата с официального сайта одного из районов России).
Количество административно-териториальных единиц и населенных пунктов:
города - 0
поселки городского типа - 1
поселки - 0
села - 8
деревни - 11
иные сельские населенные пункты - 0
сельские округа - 7
Количество и статус муниципальных образований:
муниципальный район - 1
городские поселения - 1
сельские поселения - 7
Аналогичная ситуация и с наименованиями руководителей местного самоуправления. Ниже цитируется начало опубликованного на официальном сайте текста поздравления жителей местным руководством: "Глава районного самоуправления ФИО и глава Администрации района ФИО поздравили жителей района ...".
Как простому человеку понять кто из них кто, за что каждый из них отвечает, что делает или должен делать, без старательного изучения организации местного самоуправления, недостижимо. Впрочем, это (изучение) не будет лишним.
И так далее.
4. В верхней части ОСОМС (начало главной страницы сайта) должно присутствовать наименование населенного пункта (пунктов) или территорий, на которые распростроняется власть ОМС, наименование самого ОМС, полное указание его местонахождения (регион, район, населенный пункт, адрес). Нередко на ОСОМС встречаем: "Приветствуем вас на сайте села ...", что оказывается всей "территориальной идентификацией" этого населенного пункта. Как определить, где это село находится, в Европе или Азии, неизвестно. В случаях, когда полномочия одного органа местного самоуправления (например, администрации сельского поселения) переданы вышестоящему органу местного самоуправления (например, администрации муниципального района) на сайте этого ОМС необходимо присутствие указания об этом, чтобы всем было понятно на какую территорию распространяется местная власть и где распологается руководство ОМС.
5. Обычно на ОСОМС присутствует обращение главы ОМС к посетителям официального сайта, причем это особенность официальных сайтов именно местной власти. Мы не встретим таких личных приветствий на официальных ресурсах федеральных органов власти и на большинстве ресурсов власти субъектов РФ это не принято. Даже если приветствие необходимо, оно не должно занимать значительную часть главной страницы интернет-ресурса. Приветствие читается один раз при первом посещении ОСОМС, а в дальнейшем, воспринимается как некая несерьезность, так как любой сайт в сети Интернет "рад" посетителю и особенно рад посетителю постоянному, для которого "повторное приветствие" воспринимается как рекламирование его автора. Официальный ресурс - это такое же здание ОМС, только нематериальное, более доступное и более посещаемое. Сомнительно, что каждого, кто заходит в кабинет руководителя, он приветствует словами "Уважаемый ... я рад, что вы посетили ...". Чтобы избавиться от местечковости, стоит посетить сайты Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ресурсы субъектов РФ и взять их содержание за пример.
6. Фотография руководителя ОМС, обязательно должна присутствовать на официальном ресурсе, но она не должна быть "как в паспорте", не должна быть фривольной, не должна быть бытовой и т.п. Фотография должна быть исполнена профессионально и вызывать уважение к человеку и желание узнать его лично. Неумное приветствие + неудачная фотография, становятся причиной определенного отношения к руководителю, со всеми вытекающими последствиями.
7. Актуальность содержания официального ресурса должна отражаться в ленте событий или новостей, отсюда основное место на главной странице и наибольшая занимаемая на ней площадь - это публикации о происходящем на территории ответственности ОМС. Если событий нет или они не отражаются на ОСОМС, возникает вопрос - чем занимается ОМС. Так, отрадно было увидеть 3 января 2020 года на одном из официальных сайтов ОМС, не только прошлогодние поздравления, но и сообщение о подготовительной работе местной администрации к предстоящим событиям, которые анонсируются тут же.
8. В случаях, когда официальный сайт, является официальным для нескольких органов местного самоуправления, об этом должно быть сообщено на главной странице ресурса. Причем, следует организовать равнозначное отображение сведений об органах местной власти и наполнение выделенной части ОСОМС для каждого из них.
9. На главной странице ОСОМС должны быть указаны контактные реквизиты ОМС, форма для отправки сообщений (электронная приемная), поиск и доступ к которым не должен вызывать трудностей у посетителя ОСОМС.
10. ОСОМС должен быть освобожден от любых частных интересов и рекламы, сведения о коммерческих предприятиях и организациях могут присутствовать на ОСОМС в силу необходимости и должны быть объективными, без каких-либо предпочтений.
11. Навигация по содержанию ОСОМС должна быть понятна, меню сайта и количество переходов от главной страницы не должно вызывать недовольство у посетителя своим количеством, неудобством или бестолковостью.
12. ОСОМС существует для всех пользователей сети Интернет и в первую очередь для всех жителей селений и территорий в ведении ОМС и поэтому на официальном сайте не может быть какого-либо ограничительного указания. Так на одном из официальных сайтов встречаем: "Сайт для активных горожан". Кто в понимании власти активные горожане и отчего неактивные горожане не должны посещать этот сайт - непонятно и противозаконно, то есть дело подсудное и проигрышное для неразумной власти.
13. Часто встречаются в сети Интернет несколько официальных сайтов одного и того же ОМС, возникает вопрос зачем это надо и кто оплачивает их существование, какой из сайтов верный и актуальный, и какой из них действительно официальный. Разбирательство по нерациональному использованию бюджета ОМС - нужное и верное дело для местных жителей.
14. ОСОМС, в большинстве случаев, это сайт администрации муниципального образования или сайт администрации и представительного органа местного самоуправления одновременно, в случаях, когда существуют два сайта ОМС на них обязательно присутствуют ссылки друг на друга.
15. На ОСОМС обязательно должна присутствовать история населенного пункта и всех селений и территорий, которые входят в МО, и эта История должна быть достоверной и самой полной в сети Интернет. Когда на одном из официальных сайтов находим историю селения с указанием: "По материалам Википедии" - это конечно позор. Причем, о своем позоре местные чиновники "кричат" на весь мир.
16. Значительная часть ОСОМС в своем содержании полны ошибок, дублирований, нерабочих элементов, не отображающихся изображений, неработающих ссылок или ссылок на интернет-адреса, которые уже заняты коммерсантами и т.д. Сразу перед глазами встает картина: руководитель "сидит" в какой-нибудь социальной сети и не удосуживается проинспектировать "свой" подотчетный сайт, существование которого оплачивается из народных денег, как и получка самого горе-чиновника.
17. Все что опубликовано на ОСОМС должно быть структурировано и понятно. Основная цель, которая стоит перед ОСОМС - это его посещаемость жителями территории, где действует местная власть, которой этот сайт принадлежит, впрочем как и всем жителям. Сайт должен быть интересным, нужным и полезным, периодически посещаемым каждым жителем (пользователем сети Интернет) территории (населенного пункта) на которую распростроняется данная местная власть.
18. На ОСОМС должны присутствовать сведения о предприятиях, организациях, службах, подразделениях и иных местных структур, необходимость обращения в которые возникает у каждого человека, а также понятная последовательность действий человека на ОСОМС, когда ему нужна сторонняя помощь, алгоритм его действий при возникновении чрезвычайной ситуации. И конечно, эти сведения должны быть всегда актуальны.
19. Разумно и необходимо на ОСОМС разместить на постоянной основе опросы посетителей по насущным вопросам. Используя результаты опросов, с одной стороны, ОМС корректирует свою деятельность и принимаемые решения, с другой, это источник доверия и поддержки местной власти населением, для которых опрос - это доступный способ участия в происходящих событиях и необходимых изменениях в их жизни.
20. На ОСОМС обязательно должны присутствовать материалы и фотографии достопримечательностей, природы, жителей, строений и всего, что интересно и показательно, вызывает добрые чувства радости и гордости, как у самой местной власти, так и людей, которые ее избрали.
21. О русском языке. В силу доступности получения образования, можно утверждать, что умный человек - это грамотный человек, руководитель, как один из лучших представителей населения, человек умный, а значит грамотный. Руководитель который не может говорить правильно по-русски - это катастрофа. Мы все помним "мистера", который неправильно ставил ударения, что оказалось следствием неправильного его "мЫшленья", которое привело к распаду страны. Второй "красноречивый" участник развала страны, обеспечил гибель, в прямом и переносном смысле, огромной части ее населения. Все что написано на официальном сайте, должно быть образцом грамотности и уважения к русскому языку и народу на нем говорящем. Действующее законодательство не запрещает придумывать для руководителей местного самоуправления наименование должностей, но надо помнить, что это общеупотребительное слово, которое будут вынуждены произносить нормальные люди. Ниже дается изображение части меню одного из официальных сайтов.
22. Официальный сайт должен быть лишен "украшений", которые приняты в Интернет для привлечения внимания посетителей, в том числе на официальном ресурсе нет места фотографиям и изображениям, которые взяты из Сети и являются чуждыми для посетителей ОСОМС. Официальный сайт должен быть официальным, то есть освобожден от любых частных интересов, мнений и утверждений, типа "Бог есть" или "Бога нет", на нем не должно быть и такого вот "опуса" (цитата с официального сайта одного из поселений России):
"... сформировалось самобытное уникальное деревенское общество, которое сложило в деревне неповторимую атмосферу созерцательности.
Каждый сам для себя определяет цель пребывания в "...", где есть возможность ощутить свои биоритмы и ритм вселенной. Возникают вопросы: почему именно там и в чем польза процесса? Отвечу по порядку.
Во-первых, уникальность деревни и в том, что большинство жителей заняты созерцательностью и созиданием окружающего мира. Эти процессы протекают по принципу или вернее сказать при отсутствии привычного принципа соревновательности (у меня будет лучше, чем у всех).
Каждый делает что хочет и как хочет, исходя из своих потребностей и своих мечтаний. Поэтому в "..." напрочь отсутствуют вибрации суетности, напряженности, алчности. Человек, находясь в деревне, не думает, как бы выжить, а живет как хочет.
Во-вторых, это деревня где сбываются желания. Надо всего лишь остановиться на мгновение и вспомнить, чего вы хотите (будьте внимательны, сбывается каждая мечта).
В-третьих, здесь нет начала и конца рабочего дня, обеденных перерывов, будней и праздников. Большинство жителей деревни свободны от социальных норм и общепринятых условностей и при этом соблюдают или стараются соблюдать ответственность за свои действия перед вселенной. Поэтому жизнь у каждого человека протекает по собственным потребностям.
В-четвертых, пробыв в деревне несколько дней, начинаешь замечать, что прием пищи обуславливается исключительно позывами желудка, а не потому что еда готова и ее необходимо съесть. Вследствие чего объем съедаемого резко уменьшается, а энергии и жизненных сил становится больше (проверенно на опыте многих).
В-пятых, спать можно не понятно сколько и не понятно когда. Постепенно у человека начинает формироваться или, точнее сказать, восстанавливаться собственный биоритм. По прошествии нескольких дней количество часов сна тоже заметно сокращается, хочется встать с утра пораньше. Недели полторы спустя вы будете просыпаться и засыпать в другом режиме, чем тот, что требовал график Вашей работы (учебы).
В-шестых, появляется желание ходить пешком и на босу ногу. Любоваться звездами и слушать тишину. Тишина в "..." - это отдельная тема. Она бывает: утренней и вечерней, ночной и предрассветной, кристально зимней и безрассудно летней, испепеляющей сухой и влажно росистой, c прозрачностью воды и вязкостью тумана. Тишина отдельное блюдо для наслаждения. Так Ваш организм начинает выбирать и вспоминать свой природный режим жизни на планете Земля. Режим, аккумулирующий Ваши силы. Успешно отдохнуть Вам в "..."!
23. На многих ОСОМС присутствует такое сообщение на главной странице "Мы разработали сайт в соответствие с Федеральным Законом № 8 от 9 февраля 2009 года ..." Постоянное присутствие текста, который посетитель каждый раз "не читает" - неразмуно, к тому же и так понятно - если власть законная, то и действия ее законны, в том числе, по созданию официального ресурса. Иначе быть не может.
24. При разработке (доработке) официального сайта, рекомендуется найти решение для корректного отображения ОСОМС на мобильных устройствах.
25. Ответственным лицам в структурах местного самоуправления, следует отслеживать корректность ссылки на ОСОМС, которая присутствует на сайте ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ ГОРОДОВ РФ.
6. ПОЛОЖЕНИЕ 2020